Безбарьерная (доступная) среда для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уважаемые родители (законные представители), предлагаем вашему вниманию информацию об организации в нашем детском саду процесса обучения и воспитания детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в Российской образовательной политике.
Безбарьерная среда – обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В нашем дошкольном учреждении совместно обучаются дети-инвалиды, дети с ОВЗ и дети, не имеющие особых образовательных потребностей.
Вопросы о предоставлении адекватных условий получения дошкольного образования Вы можете задать заведующему детским садом Гончаровой Наталье Викторовне.
Квалифицированную помощь оказывают специалисты:
- старший воспитатель (организует воспитание и обучение детей в ДОУ, проводит мониторинг по созданию условий для реализации ООП ДО и адаптированных программ, уровня развития интегративных качеств и освоения образовательных областей)
- педагог-психолог (организует взаимодействие педагогов; разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада; проводит консультативную работу с родителями).
- учитель-логопед (диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; составляет индивидуальные планы развития; проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия; консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы);
- музыкальный руководитель (осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмику и здоровьесберегающие технологии).
- инструктор по физической культуре (осуществляет укрепление здоровья детей; совершенствует психомоторные способности дошкольников);
- воспитатель (проводит занятия по продуктивным видам деятельности по подгруппам и индивидуально; организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов; применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей.
В детском саду созданы условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ на территорию и в здание:
- архитектурная доступность (пандус, расширение дверных проёмов, оборудование санитарно - гигиенических помещений);
- сопровождение работниками учреждения посетителей с ОВЗ;
- дополнительные (низкие) перила на лестничных пролётах.
Уважаемые посетители сайта! Вы можете ознакомиться с нормативно-правовой базой, обеспечивающей оказание услуг для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нашего дошкольного образовательного учреждения определяется следующими условиями:
- организации безбарьерной среды: архитектурная доступность (пандус, расширение дверных проёмов, оборудование санитарно-гигиенических помещений); сопровождение работниками учреждения посетителей с ОВЗ; дополнительные (низкие) перила на лестничных пролётах.
- повышении квалификации педагогов ДОУ: прохождение педагогами курсов и переподготовки по работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
- организации психолого-педагогического сопровождения: определение статуса ребёнка ОВЗ и ребёнка-инвалида осуществляется на основании заключения районного ПМПК и рекомендует формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить. По результатам обследования ПМПк ДОУ (психолого-медико-педагогический консилиум) составляет собственное заключение на основании обследования ребенка и определяет формы и методы психолого-медико-педагогической помощи, создание специальных условий для получения образования, а также разрабатывает и дает родителям рекомендации по обучению, воспитанию и организации жизни ребенка.
- заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
- для образовательного учреждения – обязательный для создания рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания ребенка. Для осуществления и реализации полученных рекомендаций на детей с ОВЗ и детей-инвалидов составляются адаптированные образовательные программы, в которых отражается информация по организации образовательного процесса и создания условий для эффективного развития.
Материально-техническое обеспечение для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В ДОУ функционируют специальные помещения:
- кабинет заведующего;
- методический кабинет;
- медицинский кабинет (кабинет приёма, процедурный, изолятор);
- комната изобразительной деятельности;
- музыкальный зал;
- физкультурный зал;
- кабинет педагога-психолога;
- кабинет учителя-логопеда;
- пищеблок;
- прачечная
Все помещения оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и соблюдением СанПиН. В ДОУ соблюдается санитарно-гигиенический режим. Ведётся постоянный контроль за выполнением требований.
Образовательная предметно-развивающая среда в группах организуется в соответствии с ФГОС ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Предметная среда всех помещений достаточно насыщена и представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В МБДОУ созданная развивающая среда открывает воспитанникам новые возможности для саморазвития и самостоятельной поисковой и игровой деятельности.
В каждой группе созданы Центры деятельности:
- «Центр науки» (детское экспериментирование, уголок природы);
- «Игровой центр»;
- «Центр грамотности» (речевое творчество, литературный центр;
- «Центр физической культуры и спорта»;
- «Центр строительно-конструктивных игр»;
- «Центр занимательной математики» (игротека);
- «Центр трудовой деятельности»;
- «Центр искусства» (изобразительная деятельность, музыкальное творчество).
В МБДОУ имеется достаточное количество различных атрибутов для проведения корригирующих упражнений для коррекции осанки, плоскостопия: мячи, рукавички, мячи-прыгуны, массажные коврики и дорожки. В каждой группе оборудованы спортивные уголки. Для организации работы на свежем воздухе есть спортивная площадка, полоса активного движения.
В учреждении имеется доступ к сети Интернет, к сети подключены все компьютеры МБДОУ. Ведётся сайт, на котором систематически обновляется различная информация.
Доступ педагогических работников к информационным ресурсам осуществляется в целях получения ими информации и качественного осуществления педагогической, научной, методической или исследовательской деятельности.
Воспитанники ДОУ не имеют доступа к электронным образовательным ресурсам.
Обеспечение безопасности ДОУ:
- автоматическая пожарная сигнализация;
- запасные противопожарные выходы;
- кнопку тревожной сигнализации;
- тренировочные занятия с сотрудниками и детьми по действиям в случае ЧС;
- ограждение территории ДОУ;
- ночное освещение территории ДОУ;
- видеонаблюдение.
В МБДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности.
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка в ДОУ созданы условия:
- территория участка ограждена металлическим забором высотой 1,5 м.
- имеются игровые площадки для каждой возрастной группы + спортивная площадка, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование, соответствующие возрасту детей;
- игровое оборудование и постройки безопасные, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть.
В учреждении соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.